Поиск по этому блогу

четверг, 20 декабря 2012 г.


Кишинёвский автобус
03072011336.jpg
Автобусная система
Страна Flag of Moldova.svg Молдавия
Город Кишинёв
Дата открытия 1946
Количество маршрутов 29
Количество автопарков 1
Типы эксплуатируемых автобусов Ikarus-260
Ikarus-280
ЛиАЗ-5256.25А
MAN
Стоимость проезда 3 MDL
Компания-перевозчик Городской автобусный парк
Кишинёвский автобус — транспортная система города Кишинёва, включающая как внутригородские, так и пригородные маршруты. Действует маршрут «А» до аэропорт кишинёвского аэропорта. Также Кишинёв связан автобусными междугородными маршрутами с большинством городов и сёл Республики Молдова, со многими городами Украины, России, Румынии, а также некоторых других стран Восточной и Западной Европы.

Содержание

История

Ещё до революции, в 1909 году была предпринята попытка организовать в Кишинёве пригородное автобусное сообщение. Организатором выступил крупный землевладелец М. Суручан, построивший гараж в Кишинёве. Перевозки осуществлялись на переоборудованных грузовых автомобилях марки «Уайт». Проезд на них стоил 25 копеек с человека (извозчики брали за то же расстояние 50 копеек), что привело к борьбе с извозчиками за сферы влияния[1].
Официально история кишинёвского автобуса началась в марте 1946 года. Городу остро не хватало транспорта, трамвайное хозяйство было разрушено отступающими гитлеровскими войсками и требовало длительного восстановления. Поэтому в городе ввели автобусное сообщение на автобусах ЗИС-154. К 1955 году в городе работало на линиях 40 машин марки ЗИС-155 и ПАЗ-651, а объём перевозок пассажиров составил около 6 миллионов человек в год[2].
В 1961 году в городе действовали 12 автобусных маршрутов[3]:
Маршрут
А Агентство Аэрофлота (бульвар Негруцци, 8; в настоящее время — офис авиакомпании Air Moldova) — аэропорт Аэропорт
1 Улица Болгарская — Кирпичный Завод (улица Заводская)
2 Фабрика имени Лазо (угол улиц Болгарской и 31 августа 1989) — Скиноаса
3 Фабрика имени Лазо (угол улиц Болгарской и 31 августа 1989) — Рышкановка
4 Боюканы — Вистерничены
5 Центральный Рынок — Мунчешты
6 Фабрика имени Лазо (угол улиц Болгарской и 31 августа 1989) — Дурлешты
7 Центральный Рынок — Училище Виноделия (угол улиц Сармизегетуза и Ботаника Веке)
8 Фабрика им. Лазо (угол улиц Болгарской и 31 августа 1989) — Костюжены
9 Малая Малина — Боюканы
10 Центральный рынок — Улица Дойны (городское кладбище)
11 Вистерничены — Ставчены
В 1972 году в городе действовал уже 21 автобусный маршрут[4]. По маршрутам ходили автобусы ЛАЗ-695, позже в город стали поступать ЛиАЗ-677.
Маршрут
А Агентство Аэрофлота (бульвар Негруцци, 8; в настоящее время — офис авиакомпании Air Moldova) — аэропорт Аэропорт
5 Центральный рынок — Промзона «Новые Чеканы»
6 Центральный рынок (Улица Армянская) — Дурлешты
7 Улица Флорилор (Рышкановка) — Улица 31 августа 1989 (Дом Офицеров)
8 Кольцевой: Улица 31 августа 1989 (Дом Офицеров) — Телецентр — Костюжены — Телецентр — Улица 31 августа 1989 (Дом Офицеров)
9 Онкологический институт (Малая Малина) — Улица Иона Крянгэ
10 Центральный рынок (Улица Митрополит Варлаам) — СУ-818 (Старая Почта)
11 Улица 31 августа 1989 — Дурлешты
12 Центральный рынок (Улица Митрополит Варлаам) — Промзона «Новые Чеканы» (через Мелькомбинат)
13 Улица Студенческая (Рышкановка) — Бульвар Дечебал (Ботаника)
14 Улица Индепенденцей (Ботаника) — Новые Боюканы
15 Улица 31 августа 1989 (Дом Офицеров) — Школа (Телецентр)
16 Железнодорожная станция Железнодорожный вокзал — База «Молдупрснабсбыта» (Петрикань)
17 Улица Вероника Микле (Центр) — аэропорт Аэропорт
18 Центральный рынок (Улица Бендерская) — Сынжера
19 Улица Димо (Рышкановка) — Улица Гика Вода (Ботаника)
20 Улица Марии Чиботарь (Центр) — Гидигич
30 Улица Марии Чиботарь (Центр) — Вадул-луй-Водэ
35 Улица 31 августа 1989 — Яловены
36 Центральный рынок — Бубуечь
37 Центральный рынок — Ставчены
В 1980-е годы сеть кишинёвского городского автобуса развивалась быстрыми темпами. В 1983 году на улицах Кишинёва работали 32 автобусных маршрута[5] общей протяжённостью 415 километров. На линии выходили 258 автобусов в день. Объём пассажирских перевозок в городе составлял 107 миллионов пассажиров в год. С 1961 года к 1982 году объёмы перевозки пассажиров возросли в Кишинёве в 5 раз. Парк городских автобусов был заменён на новые для того времени венгерские машины Ikarus-260 и Ikarus-280[2].
Маршрут
А Центральный рынок (Автовокзал Центральный автовокзал) — аэропорт Аэропорт
2 Центральный рынок (Улица Болгарская) — Криково
3 Улица Куза Водэ (Ботаника) — Улица Алба-Юлия, завод «Альфа» (Боюканы)
4 Улица 31 августа 1989 (Центр) — 1-е отделение ОПХ (Ботаника)
5 Улица Болгарская (Центр) — Стекольный завод (Чеканы)
6 Улица Болгарская (Центр) — СПМК-2 (Боюканы)
7 Улица Индепенденций — КСХИ (Петрикань)
8 Улица 31 августа 1989 (Центр) — Посёлок Кодры
9 Онкологический институт (Малая Малина) — Дурлешты
10 Улица Болгарская (Центр) — Улица Дойны, городское кладбище (Старая Почта)
11 Улица 31 августа 1989 — Дурлешты (через Телецентр)
12 Улица Тигина (Центр) — Чеканы
13 Республиканская клиническая больница (Малая Малина) — Центральная типография (Рышкановка)
14 Проспект Дачия (Ботаника) — Улица Париж (Боюканы)
15 Улица 31 августа 1989 — Улица Друмул Скиноасей (Телецентр)
16 Улица Болгарская (Центр) — Жилгородок КСХИ (Петрикань)
17 Железнодорожный вокзал — Жилгородок Аэрофлота (Ботаника)
18 Железнодорожный вокзал — Сынжера
19 Улица Куза Водэ (Ботаника) — Кинотеатр «Шипка» (Рышкановка)
20 Улица 31 августа 1989 (Центр) — Гидигичское водохранилище
21 Железнодорожная станция Железнодорожный вокзал — Сынжера — Госптицефабрика
22 Автобусный парк № 2 (Ботаника) — Мотель (Телецентр)
23 Железнодорожная станция Железнодорожный вокзал — Улица Садовяну (Чеканы)
24 Улица Тигина (Центр) — Колоница
25 Автобусный парк № 2 (Ботаника) — Железнодорожная станция Железнодорожный вокзал
26 Улица Студенческая (Рышкановка) — Улица Алба-Юлия, завод «Альфа» (Боюканы)
27 Улица Болгарская (Центр) — СУ-818 (Старая Почта)
29 Улица 31 августа 1989 (Центр) — Улица Петру Заднипру (Чеканы)
30 Улица Студенческая (Рышкановка) — Вадул-луй-Водэ
35 Улица 31 августа 1989 (Центр) — Яловены
36 Улица Тигина (Центр) — Бубуечь
36a Улица Тигина (Центр) — Бубуечь — Посёлок Бык — Тракторная бригада
37 Улица Болгарская (Центр) — Ставчены
Во второй половине 1980-х годов вводились новые маршруты автобусов. Многие маршруты существовали недолго и не попали на транспортные карты, сведений о их пути следования не сохранилось.

Современное состояние

В 1990-е годы большинство автобусных маршрутов города были закрыты, в связи с бурным развитием городского маршрутного такси, дублирующего прежние автобусные маршруты[6]. К 2004 году в городском автопарке находились всего 180 машин, из них в рабочем состоянии было только 125 автобусов, причём около половины из них уже выработала свой ресурс. На линии выходили ежедневно только 80-85 автобусов. В 2004 году были закуплены для нужд городского общественного транспорта 50 автобусов ЛиАЗ-5256.25А[7]. Это позволило восстановить некоторые автобусные маршруты города, в частности, маршруты № 3, № 5 и № 16[6]. В 2006 году город закупил в Германии партию автобусов MAN Lion’s Classic[8].
По состоянию на лето 2010 года в Кишинёве выходили на улицы от 89 до 99 автобусов[9]. В декабре того же года начальник управления общественного транспорта и путей сообщения Вячеслав Цернэ сделал по просьбе примара Кишинёва Дорина Киртоакэ заявление, в котором сказал, что из необходимых городу 250 автобусов на данный момент на линии могут выйти всего 108 машин. Также он сказал о необходимости изменения некоторых маршрутов с целью их оптимизации в связи с изменением пассажиропотока в сторону его увеличения[10].
В настоящее время в городе действуют 29 автобусных маршрутов[11]. Чисто внутригородских маршрутов всего 4 — это маршруты № 3, № 5, № 16 и № 23. Два из городских автобусных маршрутов следуют до аэропорта Кишинёва (№ «А» и № 65, проходящий недалеко от здания аэровокзала). Остальные маршруты являются пригородными. Большинство маршрутов кишинёвского автобуса отправляется от Центрального рынка (расположен рядом с Автовокзал Центральным автовокзалом города).

Маршруты

Маршрут Путь следования
А Кишинёв — аэропорт Аэропорт Площадь Кантемира — Проспект Штефана чел Маре — Бульвар Негруцци — Бульвар Гагарина — Бульвар Дечебал — Проспект Дачия — аэропорт Аэропорт
2 Кишинёв — Криково Улица Василе Александри — Улица Александру чел Бун — Улица Пушкин — Улица Иерусалим — Проспект Виеру — Улица Тудор Владимиреску — Улица Каля Орхеюлуй — Криково
3 Улица Гренобля (Ботаника) — Улица Ливиу Деляну (Боюканы) Улица Гренобля — Улица Крянгэ — Улица Белинского — Улица Лупу — Улица Стере — Улица Когэлничану — Улица Лазо — Улица А. Матеевича — Улица Василе Александри — Шоссе Хынчешть — Улица Ливиу Деляну
4 Кишинёв — Бачой Улица Гренобля — Улица Друмул Бэчоюлуй — Село Фрумушика — Село Бачой
5 Улица Милеску Спэтару (Чеканы) — Улица Куза Водэ (Ботаника) Улица Милеску Спэтару — Улица Петру Заднипру — Проспект Мирча чел Бэтрын — Улица Алеко Руссо — Улица Киевская — Улица Тудор Владимиреску — Проспект Виеру — Улица Космонавтов — Улица Пушкина — Проспект Штефана чел Маре — Улица Чуфля — Проспект Дачия — Улица Куза-Водэ
9 Кишинёв — Посёлок Кодру Площадь Кантемира — Проспект Штефан чел Маре — Улица Тигина — Улица А. Матеевича — Улица П. Халиппа — Улица Ион Инкулец — Улица Тестимециану — Улица Гренобля — Улица Костюжень — Посёлок Кодру
10 Кишинёв — Гратиешть Улица Василе Александри — Улица Александру чел Бун — Улица Пушкина — Улица Иерусалим — Проспект Виеру — Улица Тудор Владимиреску — Улица Поштей — Улица Путней — Улица Василе Бадиу — Гратиешть
11 Кишинёв — Дурлешты Улица Тигина — Проспект Штефана чел Маре — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Улица А. Матеевича — Улица Василе Александри — Шоссе Хынчешть — Улица Спикулуй — Дурлешты
16 Улица Василе Александри (Центр) — Аграрный Университет (Петрикань) Улица Василе Александри — Улица Александру чел Бун — Улица Пушкина — Улица Иерусалим — Проспект Виеру — Улица Тудор Владимиреску — Улица Каля Орхеюлуй — Улица Петрикань — Шоссе Балкань — Улица Мирчешть
17 Кишинёв — Трушень Улица Чуфля — Проспект Штефана чел Маре — Улица Каля Ешилор — Посёлок Трушень
18 Кишинёв — Сынжера Центральный Рынок — Улица Тигина — Проспект Штефана чел Маре — Улица Измаил — Проспект Кантемира — Бульвар Гагарина (Железнодорожная станция Железнодорожный вокзал) — Шоссе Мунчешть — Сынжера
20 Кишинёв — Ватра Площадь Кантемира — Улица Каля Ешилор — Ватра
23 Улица Измаильская (Центр) — Улица Ион Думенюк (Чеканы) Улица Измаил — Проспект Штефана чел Маре — Улица Чуфля — Проспект Дачия — Улица Буребиста — Улица Сармизетжетуса — Улица Грэдина Ботаника — Улица Заводская — Улица Волунтарилор — Улица Мештерул Маноле — Проспект Мирча чел Бэтрын — Улица Петру Заднипру — Улица Садовяну — Улица Игоря Виеру — Улица Ион Думенюк
24 Кишинёв — Посёлок Колоница Центральный Рынок — Улица Тигина — Улица Колумна — Улица Измаильская — Улица Вадул-луй-Водэ — Улица Отоваска — Улица Подул Ыналт — Улица Будешть — Улица Мерень — Улица Ваду луй Водэ — Колоница
28 Кишинёв — Гульбоака Улица Василе Александри — Улица Александру чел Бун — Улица Пушкина — Улица Иерусалим — Проспект Виеру — Улица Тудор Владимиреску — Улица Киев — Московский проспект — Улица Студенческая — Улица Соколень — Улица Дойна — Посёлок Гратиешты — Село Гульбоака
31 Кишинёв — Вадул-луй-Водэ Центральный Рынок — Улица Тигина — Улица Колумна — Улица Измаильская — Улица Вадул-луй-Водэ — Улица Отоваска — Улица Подул Ыналт — Улица Будешть — Улица Мерень — Улица Ваду луй Водэ — Село Тогатино — Село Будешть — Вадул-луй-Водэ
32 Кишинёв — Гидигич Площадь Кантемира — Улица Каля Ешилор — Шоссе Балкань — Улица Каля Гидигичулуй — Село Гидигич
33 Кишинёв — Добружа Улица Тигина — Проспект Штефана чел Маре — Улица Измаил — Проспект Кантемир — Бульвар Гагарина — Бульвар Дечебал — Проспект Дачия — Посёлок Сынжера — Посёлок Добружа
34 Кишинёв — Келтуитор Центральный Рынок — Улица Тигина — Улица Колумна — Улица Измаил — Улица Вадул-луй-Водэ — Улица Отоваска — Улица Подул Ыналт — Улица Будешть — Улица Мерень — Улица Ваду-луй-Водэ — Село Тогатино — Село Келтуитор
36 Кишинёв — Бубуечь Центральный Рынок — Улица Тигина — Улица Колумна — Улица Измаил — Улица Заводская — Бубуечь
37 Кишинёв — Гоянул Ноу Улица Василе Александри — Улица Александру чел Бун — Улица Пушкина — Улица Иерусалим — Проспект Виеру — Улица Тудор Владимиреску — Улица Каля Орхеюлуй — Ставчены — Шоссе Балкань — Село Гоянул Ноу
38 Кишинёв — Крузешты Центральный Рынок — Улица Тигина — Улица Колумна — Улица Измаил — Улица Вадул-луй-Водэ — Улица Отоваска — Улица Подул Ыналт — Улица Будешть — Улица Мерень — Улица Ваду луй Водэ — Село Тогатино — Посёлок Крузешть
39 Кишинёв — Бык Центральный Рынок — Улица Тигина — Улица Колумна — Улица Измаильская — Ул. Заводская — Посёлок Бубуечь — Село Бык
44 Кишинёв — Ревака Центральный Рынок — Улица Тигина — Проспект Штефана чел Маре — Улица Измаил — Проспект Кантемира — Бульвар Гагарина (Железнодорожная станция Железнодорожный вокзал) — Бульвар Дечебал — Проспект Дачия — Посёлок Сынжера — Село Ревака
46 Кишинёв — Гидигич Улица Чуфля – Проспект Штефана чел Маре – Улица Каля Ешилор – Шоссе Балкань – Улица Каля Гидигичулуй – Село Гидигич
47 Кишинёв – Чиореску Улица Василе Александри – Улица Александру чел Бун – Улица Пушкина – Улица Иерусалим – Проспект Виеру – Улица Тудор Владимиреску – Улица Киевская – Московский проспект – Улица Студенческая – Улица Каля Орхеюлуй – Село Чиореску
48 Кишинёв — Фэурешть Улица Василе Александри — Улица Александру чел Бун — Улица Пушкина — Улица Иерусалим — Проспект Виеру — Улица Тудор Владимиреску — Улица Киевская — Московский проспект — Улица Студенческая — Улица Каля Орхеюлуй — Село Чиореску — Село Гояны — Село Фэурешть
49 Кишинёв — Браила Центральный Рынок — Улица Тигина — Проспект Штефана чел Маре — Улица Измаильская — Проспект Кантемира — Бульвар Гагарина (Железнодорожная станция Железнодорожный вокзал) — Бульвар Дечебал — Проспект Дачия — Посёлок Бачоий Ной — Посёлок Бачой — Село Браила
65 Кишинёв — аэропорт Аэропорт Центральный Рынок — Улица Тигина — Проспект Штефана чел Маре — Улица Чуфля — Проспект Дачия — аэропорт Аэропорт — Шоссе Мунчешть, 810

Междугородный автобус

Первая попытка организовать перевозки между Кишинёвом и близлежащими сёлами в начале XX века была предпринята купцом Суручаном в 1909 году[1]. Движение было запущено уже в 1926 году в Бессарабии, находившей в то время в составе Румынии. Функционировали два основных маршрута: Кишинёв — Оргеев и Кишинёв — Хынчешть. В начале 1930-х годов была открыта новая автобусная линия Кишинёв — СтрашеныКалараш[2].
Основное развитие междугородные автобусные перевозки получили после Великой Отечественной войны. В 1974 году был открыт Автовокзал Центральный автовокзал города, с которого отправлялись пригородные и междугородные маршруты. В 1982 году, с целью разгрузки Центрального автовокзала, была открыта автостанция Южная (в настоящее время Автовокзал Южный автовокзал Кишинёва). Пассажиропоток на междугородных линиях, отправляющихся с кишинёвских автовокзалов, достиг в 1984 году 9.5 миллионов человек в год[2].
В 2005 году был открыт новый Автовокзал Северный автовокзал, на который были переведены 350 рейсов с Центрального автовокзала. На Северный и Южный автовокзалы были переведены большинство международных и дальних междугородных рейсов, в настоящее время с Центрального автовокзала осуществляются в основном пригородные рейсы в города и сёла Молдовы и Приднестровья и несколько международных рейсов в города России и Румынии.
Кишинёв в настоящее время связан автобусным сообщением с большинством населённых пунктов Молдовы, а также с населёнными пунктами других стран. Используются комфортабельные автобусы различных классов, такие, как Setra, Mercedes-Benz, MAN, Neoplan, Ikarus и другие.

Примечания

Ссылки

Комментариев нет:

Отправить комментарий