Поиск по этому блогу

среда, 2 января 2013 г.

У Путина свой сценарий молдавско-приднестровского урегулирования.

Молдавско-приднестровское урегулирование: Сдачей Приднестровья Медведев пытается "замолить перед Западом "грех" юго-осетинской войны". Экономика: "Капитал "незалэжной" готов поучаствовать и в президентской гонке в Приднестровье".

Молдавско-приднестровское урегулирование: Сдачей Приднестровья Медведев пытается "замолить перед Западом "грех" юго-осетинской войны"

Казалось, что времена Горбачева и Ельцина, насыщенные духом предательства, когда политики всех мастей и уровней перебегали от одной политической силы к другой, более обеспеченной и "продвинутой", когда с "чемоданами" секретных и сверхсекретных документов они "выезжали" на постоянное место жительства в США (как, например, бывший министр МВД, КГБ Вадим Бакатин), бросали союзников на произвол судьбы, предавались лучшие друзья и целые народы, прежде всего, русский народ, миллионы представителей которого оказались не по своей воле на чужбине..., остались далеко в прошлом, в "лихих" 90-х, пишет ИА "Ольвия-пресс". Отнюдь. Оказалось, что сегодняшние реалии политической жизни и представители властной элиты РФ ничуть не лучше.
Двадцать один год приднестровский народ, проголосовав на всенародном референдуме за независимость, преодолевая неимоверные тяготы, блокады и угрозы отстаивает свой суверенитет в условиях враждебного внешнего окружения, защищает свое государство - Приднестровскую Молдавскую Республику, как высшую ценность, продолжает ИА "Ольвия-пресс". И в этом ему большую поддержку всегда оказывали прогрессивные политические круги дружественной России, весь российский народ. И вдруг, хотя по большому счету, совсем не вдруг - к этому в последние год-два все больше склонялась российская официальная позиция по молдавско-приднестровскому урегулированию, российский МИД словно взорвался потоком антиприднестровских заявлений и комментариев. Вершиной которого стало вступительное слово министра иностранных дел Сергея Лаврова перед молдавско-приднестровской встречей в Москве в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM).
В этой и предшествующей речевке уважаемый господин министр использовал ряд терминов и фразеологических оборотов, которые позволяют утверждать, что, по крайней мере, им пройден некий Рубикон, позволяющий четко зафиксировать лоббирование молдавской (западной) позиции в молдавско-приднестровском урегулировании, пишет ИА "Ольвия-пресс". Чтобы не быть голословными, как говорится, давайте, определимся с понятиями. Итак, суммируя квинтэссенцию этих высказываний, мы получаем следующее: Приднестровье никто и никогда из международных акторов (а, следовательно, и Россия) не признает как независимое государство; приднестровский регион (так господин министр называет Приднестровскую Молдавскую Республику - как будто перешел на молдавский лексикон) должен стать составной частью молдавского государства (обратите внимание - не Молдавии, не Республики Молдова, даже не молдавской федерации); наконец, оказывается Приднестровье, по мнению господина Лаврова, может рассчитывать в молдавском государстве только на полуавтономию.
Прочитав все это, жители Приднестровья, среди которых уже около 160 тысяч граждан Российской Федерации, впали в состояние психологического шока и агрессивного возмущения, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Что такое молдавское государство, как не национальное государство молдаван, куда пытаются насильно втолкнуть интернациональное Приднестровье, и где ему будет уготована судьба медленно умирающего аппендикса. Что такое приднестровский регион, как не восточные районы Республики Молдова "преобразованные" в законе РМ от 22 июля 2005 года в "особое автономно-территориальное образование" (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM). Наконец, и это, пожалуй, квинтэссенция российской позиции, что такое "полуавтономия" в качестве предоставляемого Приднестровью статуса? Что это за странный гибрид: то ли симбиоз унитарного государства и федерации, то ли это "половина автономии" в унитарном государстве, что-то вроде половины полномочий Гагаузии? Вопросы, вопросы, вопросы. К сожалению, вопросы пока без ответов. Только одни размышления и недоумения.
Очень странно и то, что вся эта "новая" российская политика на приднестровском направлении реализуется в условиях явной ориентации, ухода Молдавии на Запад, после очередной победы западно-либеральных сил, выразившейся в завоевании ими важнейшего стратегического поста мэра Кишинева, после ряда громких заявлений политических лидеров Молдавии, требующих беспрекословного и немедленного вывода из Приднестровья российских военных и российских миротворческих сил, пишет ИА "Ольвия-пресс". Не хотим выглядеть в оценке данных событий этакими "звездными прорицателями", но уж явно просматривается "западный след". Не случайно, многие средства массовой информации в последнее время настойчиво начали твердить о неком новом плане касательно молдавско-приднестровского урегулирования, намекая на некие секретные договоренности президента РФ Дмитрия Медведева и канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Если это действительно так, то возникает вопрос, что обещано России за "сдачу" Приднестровья. А то, что это именно "сдача" и ничего другое, говорить уже не приходится.
О том, что именно в этом состоит новая "российская стратегия" урегулирования можно судить и по ряду других, косвенных признаков, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Проявляется это в том, что в последнее время в Приднестровье зачастили политические и информационные эмиссары властной российской вертикали. Например, депутат ГД Сергей Марков, известный телеведущий Михаил Леонтьев и др., которые сделали ряд политических заявлений, носящих характер явного вмешательства во внутренние дела ПМР. Заявляя о том, что Россия Приднестровье никогда не бросит, они в то же время настойчиво внушали приднестровскому населению, что для этого должен уйти с политической сцены нынешний президент ПМР Игорь Смирнов. Москва, мол, его не хочет, на место Смирнова должен прийти человек новой формации. Ради этого даже предлагается разработанная российскими специалистами "Стратегия развития Приднестровья до 2025 года", обещается всяческая экономическая помощь и преференции. Однако, когда более глубоко начинаешь вникать в суть проблемы, обнаруживается, что по большому счету российским пиарщикам наплевать, кто персонально будет будущим президентом Приднестровья. Главное, чтобы этот будущий президент не противился и поставил свою подпись под документом, объединяющим Молдавию и Приднестровье.
Совсем недавно во время прохождения в Тирасполе круглого стола, с участием Сергея Маркова, по вопросам российско-приднестровского сотрудничества мы обратили его внимание на то, каким же образом Россия собирается всемерно защищать и помогать Приднестровью, если оно будет находиться в составе Молдавии, а там, по его же словам, у власти находятся прозападные власти? - пишет ИА "Ольвия-пресс". Ответа мы так и не получили. Сложилось впечатление, что Сергей Марков просто растерялся и не знал, как вразумительно на вопрос этот ответить. Из чего можно сделать вывод, что все эти приезды известных российских персон к нам в Приднестровье, не что иное, как целенаправленная пиар-акция, вводящая приднестровцев в заблуждение с помощью местных "российских патриотов", маскирующая истинную подоплеку действий России на приднестровском направлении - "решить" молдавско-приднестровский конфликт путем "реинтеграции" Приднестровья в Республику Молдова.
Совершенно очевидно, что ориентируясь на такое содержание, молдавско-приднестровские переговоры обречены на провал, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Именно так в Москве и закончились неформальные консультации по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта в формате "5+2". Министр иностранных дел Владимир Ястребчак проявил мужество, стойкость и будучи "один против шести" смог отстоять принципиальную позицию государственной власти ПМР. По-другому, в принципе, и быть не могло. Иначе тогда в ситуацию должны были вмешаться прокуратура и МГБ Приднестровья, поскольку именно они стоят на страже безопасности и законности Приднестровской Молдавской Республики, а итоги всенародного референдума 2006 года (референдум - высший закон) всем хорошо известны, и никто их не отменял - более 97% граждан Приднестровья высказались за независимость Приднестровской Молдавской Республики.
Почему-то, когда речь идет, скажем, о Южном Судане, Косово или России, там народ сам может решать свою судьбу, пишет ИА "Ольвия-пресс". Всем известно, что сегодня премьер России Владимир Путин формирует массовый Народный фронт, который собственно и должен определить будущее России и избрать следующего президента РФ. Почему же Россия в лице своих властей отказывает в этом праве Приднестровью? Получается, что она "берет" 160 тысяч своих граждан и, вопреки их воле, насильно депортирует их на территорию чужого и чуждого государства. Но они же полноправные граждане Российской Федерации, имеющие все права. С ними российское государство должно считаться и заботиться о них. Они отнюдь не бессловесные винтики "прошлой сталинской тоталитарной системы", они граждане новой России, которые вполне могут предъявить обоснованный счет "своим" российским властям.
К сожалению, нравственность элиты современной России не выдерживает никакой критики, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Истинные нравственные ценности, увы, сегодня мало востребованы нынешними политиками, размыты, предаются забвению. Их место в структуре ценностей личности занимает целый набор потребительских и фарисейских установлений. Не случайно сегодня одной из смысловых опор поведения политика становится циничное правило "Вовремя предать - это не предать, а предвидеть", подводит итог агентство.
Российские СМИ комментируют результаты прошедшей 21 июня московской встречи участников переговорного процесса по урегулированию молдавско-приднестровской проблемы как провальные, пишет "Приднестровье". Сегодня можно с сожалением констатировать, что два десятилетия, потраченные на урегулирование данной проблемы, потрачены впустую. Вслед за этим следует с не меньшим, если не с гораздо большим сожалением признаться, что однобокая ориентация на Москву оказалась ошибочной.
Позиция Кишинёва, заключающаяся в том, что Приднестровье, вопреки воле населяющего его народа, должно непременно остаться частью Молдавии, объясняется желанием бессарабского руководства преподнести Западу и Румынии "ценный подарок", продолжает "Приднестровье". Такая политика всецело отвечает интересам США, его военному инструменту - НАТО, продолжающему новый "дранг нах остен" и, безусловно, Румынии. Ведь ни для кого не секрет, что всё нынешнее руководство Молдавии является гражданами Румынии, а следовательно, объединение Молдавии с Румынией - дело ближайшего будущего. Не видеть или тем паче не понимать этого мало-мальски осведомлённый в политике человек не может.
Однако, находясь в здравом уме и светлой памяти, невозможно понять, каким образом оккупированное Молдавией и присоединённое затем к Румынии Приднестровье сообразуется с государственными интересами Российской Федерации?! - пишет "Приднестровье". Какими приоритетами внешней политики Российской Федерации можно оправдать нарушение всех норм международного права в стремлении во что бы то ни стало вытеснить славянское Приднестровье из этнокультурного поля в угоду прорумынскому, русофобскому режиму Молдавии? Во имя чего сепаратистская Молдавия, одна из первых отказавшаяся войти в состав обновлённого Союза ССР, объявившая создание МССР путём присоединения Бессарабии к Приднестровью в 1940 году незаконным, наделяется приоритетом в одностороннем порядке при разрешении молдавско-приднестровского конфликта? На каком основании цинично игнорируется волеизъявление приднестровцев, зафиксированное в результатах многочисленных всенародных референдумов? Вопросов много. Вразумительных ответов - нет.
Без сомнения, сегодня своим государственным суверенитетом Республика Молдова в полной мере обязана твёрдой позиции Приднестровья, продолжает "Приднестровье". И нет оснований сомневаться в том, что в случае присоединения к Молдавии на территории Приднестровья будет реализована с помощью Запада пресловутая программа "трёх Д" - демократизации, демилитаризации и декриминализации бывшей ПМР.
Как явствует из комментариев российской прессы, в Москве полагают, что настала пора сменить "недоговороспособного лидера ПМР Игоря Смирнова на более сговорчивого политика", пишет "Приднестровье". Ну, во-первых, очень странным выглядит обвинение в адрес президента ПМР в "недоговороспособности", в то время как Молдавия не выполняет ни одно из более чем восьмидесяти подписанных ею соглашений с Приднестровьем! И во-вторых, в таком случае нам, приднестровцам, следует признать себя бессловесным и абсолютно безмозглым стадом, которым на протяжении двадцати лет без особого труда управляет один "пастух"! Но господа в высоких кремлёвских кабинетах и мягких креслах российской Государственной думы должны здорово напрячь своё воображение, чтобы представить себе сюрреалистическую картину, как этот "недоговороспособный" Смирнов в 1992 году носится один по всей линии фронта с Молдавией и отбивает её атаки одну за другой. На защиту своей земли, своих очагов, своих детей, жён и матерей от вооружённой агрессии Молдавии встало всё Приднестровье, весь приднестровский народ! Именно этот народ в подавляющем большинстве голосовал на референдумах за независимость и государственный суверенитет, за единство с Россией, а значит, за будущее своих детей и внуков.
Кстати, в Кишинёве на протяжении всего периода переговорного процесса считали и считают, что стоит только в Приднестровье сменить Смирнова на более сговорчивого оппонента, и дело в шляпе - приднестровцы со слезами благодарности припадут устами к руке, их убивавшей в девяносто втором и травившей блокадами весь последующий период, продолжает "Приднестровье". Вся "недоговороспособность" президента ПМР Игоря Николаевича Смирнова заключается в его неуклонном исполнении (как гаранта конституции ПМР) воли приднестровского народа, выраженной в решении всенародного референдума 2006 года. Напомним господам из МИД РФ, что согласно результатам данного плебисцита, 17 сентября 2006 года на первый вопрос: "Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации?" - "за" высказались 97,1 процента приднестровцев и 2,3 процента - "против". На второй вопрос: "Считаете ли Вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением в состав Республики Молдова?" - "за" ответили 3,4 процента граждан ПМР и 94,6 - "против".
Смирнова можно, конечно, и сменить, пишет "Приднестровье". В конце концов, он не вечен, как и любой из нас. Но и в Москве, и в Кишинёве, и далее - везде всем следует уяснить одну простую и очевидную истину: любой руководитель Приднестровья, нарушивший своё обязательство перед народом, попытавшийся поступить вопреки его воле, дискредитирует себя в глазах народа ПМР и будет немедленно снят со своего поста и отдан под суд как предатель. И это не гипербола зарвавшегося журналиста, а незыблемое право людей, положивших на алтарь свободы и независимости сотни жизней своих соотечественников, заплативших за право решать собственную судьбу своей кровью.
В Москве полагают, и об этом заявил накануне московской встречи посол по особым поручениям МИД РФ Сергей Губарев, что "если мы хотим снять напряжение в этой части Европы, то должны скорее подводить ситуацию к урегулированию. Проблема должна быть решена при сохранении территориальной целостности нейтральной Молдавии в границах Молдавской ССР по состоянию на 1 января 1990 года", продолжает "Приднестровье". А для этого, по мнению единоросса Максима Мищенко, побывавшего недавно в Приднестровье, нужно, "чтобы к власти пришёл человек, который будет последователен в отношении курса "вместе с Россией". Что касается желания Кремля снять напряжение в "этой части Европы" путём объединения Приднестровья с Молдавией, то прежде чем с уверенностью знатока рассуждать на данную тему, следует ответить хотя бы самому себе на часть вопросов. Как быть после присоединения Приднестровья к Молдавии с теми приднестровцами (а их десятки тысяч), кто с оружием в руках отстаивал независимость республики и против кого в Молдавии возбуждены уголовные дела? Как быть с ЧКВ и их семьями (их около 40 тысяч), поскольку казаки ПМР также являются защитниками Приднестровья, а следовательно подлежат уголовному преследованию в Молдавии? На какую планету переселить немалочисленный штат сотрудников приднестровского МГБ? На основании каких документов смогут проживать на территории "объединённой" Молдавии и владеть недвижимостью 150 тысяч граждан России и 150 тысяч граждан Украины? Наконец, ради какой "великой цели" исконно российская земля, обильно политая потом и кровью российских граждан, должна отойти во владение чужому государству?
Однажды, во времена, теперь именуемые "тоталитарными", без учёта мнения населения Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики Украинской ССР, волюнтаристским решением партийных органов к Приднестровью присоединили Бессарабию и образовали МССР, пишет "Приднестровье". Нынче же на дворе двадцать первый век, и в самый разгар демократии вдруг выясняется, что тоталитарные, антинародные методы решения территориальных проблем себя не изжили?! Более того, как выясняется на примере Приднестровья, они единственно возможны и гораздо предпочтительнее всех демократических институтов, вместе взятых! Неужели никому в московских коридорах власти в голову не приходит мысль, что тем самым они не только реанимируют лозунг народного фронта Молдавии "Чемодан-вокзал-Россия", но и создают все условия для его претворения в жизнь? Разница состоит в том, что сегодня с такой политикой России по отношению к своим соотечественникам конечная точка маршрута должна быть другой. В конечном итоге приднестровцы будут поставлены перед выбором: либо покинуть родную землю, став изгоями на чужбине, либо вновь, как и в девяносто втором, взяться за оружие и отстаивать своё право жить на родной земле.
Очевидно, что любая попытка сменить лидера Приднестровья вопреки воле его народа и последующее насильственное присоединение к Молдавии приведёт к ещё большему напряжению в "этой части Европы", продолжает "Приднестровье". Если Москве по непонятным, не поддающимся осмыслению причинам на посту лидера Приднестровья нужен "договороспособный" индивид, то в рядах приднестровских политиков следует поискать коллаборациониста, согласного добровольно взять на себя эту незавидную роль, ибо его "договороспособность" должна заключаться в сдаче Приднестровья под юрисдикцию Кишинёва.
И в заключение следует сказать о том, во что поверить трудно, пишет "Приднестровье". По версии "Коммерсанта", в российских властных структурах законоизбранному президенту ПМР предложена сделка, подобная той, что ЕС предложил лидеру Ливии Муаммару Каддафи: он не идёт на выборы в обмен на гарантии безопасности в отношении его самого, членов его семьи и их бизнеса. Тем самым российской властью нанесено серьёзное оскорбление не только президенту ПМР, но и всему приднестровскому народу. В ПМР существуют конституция и Закон о выборах президента. На основании этих законов в Приднестровской Молдавской Республике, в установленные сроки будут проведены очередные выборы главы государства. Кто станет президентом ПМР, решать приднестровскому народу, но не московскому чиновнику, как высоко он бы ни сидел. Очевидно и другое. Сегодня вновь судьба Приднестровья в руках его народа. От нашего сплочения, от нашей твёрдой воли и непоколебимого решения добиваться признания государственной независимости ПМР зависит наше настоящее и будущее многих поколений приднестровцев. Народ Приднестровья не поставить на колени ни силой оружия, ни закулисными интригами, ни политическим шантажом. В год семидесятилетия нападения фашистской Германии на Советский Союз уместно сказать, что требовать от приднестровцев проявления "договороспособности" с Молдавией, не выполнившей ни одного из ранее подписанных соглашений, столь же нелепо и абсурдно, как от защитников Брестской крепости требовать "договороспособности" с германским вермахтом, подводит итог издание.
2011 год - год особенный, пишет в другом материале на эту тему "Приднестровье". В этом году международным сообществом как никогда остро поставлены вопросы: "быть или не быть" приднестровскому государству, "быть или не быть" свободной земле приднестровской и "будет или не будет" сапог солдата НАТО "топтать" Приднестровье, продолжая начатое гитлеровской Германией уничтожение "самого непокорного на земле славянского народа"? К сожалению, позиции Запада находят поддержку у официальных лиц РФ. Поэтому, если, к примеру, базовый договор между РФ и РМ в современных условиях будет продлен в прежней редакции, а в переговорном формате "5+2" по нормализации ситуации на берегах Днестра Россия и впредь будет стоять на позициях "западных партнеров" и признавать "единую и неделимую" Молдавию в границах Советской Молдавии по состоянию на 1 января 1990 года, это будет означать, что доктрина Аллена Даллеса, ориентированная на уничтожение "самого непокорного на земле славянского народа", не предана забвению, она действует и является программным документом для тех, кто доказывает, что "147 миллионов населения в России - слишком большая для нее роскошь".
В то время как МИД России проводит соглашательскую политику на международном уровне, РМ под покровительством тех же США, ЕС и стран-членов НАТО действует собственно против России, продолжает "Приднестровье". В свою очередь, Париж, Берлин, Бухарест, Брюссель и Вашингтон поставили Москву перед выбором: взамен на отказ от поддержки Приднестровья они обещают России "дружбу с НАТО", "перезагрузку отношений с Америкой", "членство в ВТО" и "безвизовый режим с Евросоюзом". Велик соблазн! И Москва, по всей видимости, свой выбор уже сделала. Такой вывод можно сделать, судя по заявлению Сергея Лаврова для прессы 16 июня, спустя четыре дня после того, как в российском посольстве официальные лица РМ покинули зал, где проводился прием по случаю Дня России: "В связи с появившимися в последние дни спекуляциями по поводу линии Москвы в приднестровском урегулировании МИД России подтверждает неизменность российской позиции, которая последовательно исходит из признания суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова при уважении закрепленного в ее Конституции принципа нейтралитета. Именно на этой основе Россия выступает за согласование долгосрочного взаимоприемлемого политического урегулирования, которое обеспечит гарантированный особый статус Приднестровья в составе Молдавского государства. Мы исходим из того, что предстоящая 21 июня в Москве встреча по приднестровскому урегулированию позволит достичь договоренности о возобновлении официальных переговоров между сторонами в формате "5 плюс 2", к чему призывают наши партнеры из ОБСЕ, США и Евросоюза". Однако время показало, что достичь такой договоренности не удалось.
Вывод напрашивается нелестный, пишет "Приднестровье". Выражаясь словами российского политолога и журналиста Сергея Колерова, следует признать, что близкая сердцу каждого приднестровца Москва дискредитировала в их глазах свой статус гаранта мирного урегулирования конфликта, так как на практике гарантом она стала только для Кишинева, а принцип равноправия сторон в переговорном процессе, о котором в МИДе РФ до сих пор, хоть изредка, но вспоминали, отныне похоронен и забыт. Из МИДа РФ, по информации многих российских СМИ, сегодня несутся лишь угрозы в адрес непокорного Приднестровья и его "недоговороспособного" лидера Игоря Смирнова с предложением ему и его семье гарантированной безопасности, если он откажется выставлять свою кандидатуру на очередной срок президентства.
В заключение следует отметить, что год 2011-й для Приднестровья критический, продолжает "Приднестровье". Он значительно сложнее, чем те, когда создавалась республика, когда защищали ее от вооруженной агрессии в кровавом 1992-м. Сегодня на карту поставлены суверенитет и независимость приднестровского государства и судьба его народа. Сегодня приднестровцы не с оружием в руках, а единством и сплоченностью должны продемонстрировать свою волю защитить государственность Приднестровской Молдавской Республики. Это будет их "последний и решительный бой" за право жить на своей земле по заветам своих предков, подводит итог издание.
Не "5+2", а шесть против одного - так в прессе окрестили последнюю встречу в Москве, сообщает Первый республиканский телеканал. До ее начала все заинтересованные стороны делились планами и прогнозами, постфактум разразились комментариями. Посол по особым поручениям российского МИДа заявил, что "сегодня принципиальные позиции Приднестровья и Молдавии почти столь же далеки друг от друга, как на начальной стадии конфликта, и говорить сегодня о какой-то согласованной Дорожной карте урегулирования не приходится". Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла резолюцию о поддержке переговоров по Приднестровью в формате "5+2" в качестве формата по разрешению молдавско-приднестровского конфликта и вновь призвала Россию вывести свои войска из Приднестровья. С начала московского раунда неофициальных консультаций в формате "5+2" прошло уже более 2 недель, несмотря на это, её результаты, а точнее их отсутствие, до сих пор активно обсуждаются. Впрочем, ожидать другого итога московских консультаций могли только люди глубоко наивные.
Московский раунд консультаций в журналистских кругах уже прозвали не "5+2", а шесть против одного, продолжает Первый республиканский телеканал. В Москве на Приднестровье оказывалось всестороннее давление. Участники встречи пытались склонить Тирасполь к началу официальной работы. О необходимости создания условий для этого все, конечно же, забыли. В итоге во всех бедах обвинили Приднестровье, которое якобы заняло неконструктивную позицию. Владимир Ястребчак говорит, что эти обвинения - попытки других сторон, прежде всего, молдавской, скрыть собственную недоговороспособность.
Хотя говорить о том, что Московский раунд закончился безрезультатно, не совсем правильно, так как он не закончился вовсе, а был приостановлен, кстати, по инициативе приднестровской стороны, отмечает Первый республиканский телеканал. Тайм-аут в этой затянувшейся политической игре команды взяли, чтобы ещё раз обсудить тактику и стратегию и попытаться договориться. Продолжится раунд, когда немного спадет летний зной.
Еще до Московской встречи мнения экспертов и политологов разделились - одни говорили, что 21 июня возможен прорыв в приднестровском урегулировании, продолжает Первый республиканский телеканал. Другие - что встреча может оказаться абсолютно безрезультатной. Каждая из сторон сядет за круглый стол с собственными предложениями и мнением, кардинально отличающемся от других.
Раунд в Москве проходил в закрытом режиме, отмечает Первый республиканский телеканал. И что там происходило, знают только присутствовавшие дипломаты. Но сразу после встречи в прессе появилось заявление главы российского МИДа Сергея Лаврова. По сообщениям информагентств, он открыл очередной раунд консультаций следующими словами: "Приднестровские власти должны согласиться с тем, что международное сообщество никогда не позволит региону получить формальный статус независимой нации, в то время, как Кишинев должен понять, что Приднестровью необходимо представить полуавтономный статус, чтобы оно было готово вернуться под молдавский суверенитет". Эти слова тут же растиражировали многочисленные интернет-СМИ. Правда, для полной уверенности, хотелось бы услышать их от самого Сергея Лаврова. Сергей Широков, директор бюро политических исследований "Медиатор": "Те заявления, те декларации, которые звучат в различных СМИ, в том числе и российских, должны подтверждаться российскими официальными политиками, официальными лицами соответствующего уровня". Владимир Ястребчак, министр иностранных дел ПМР: "Российская позиция многоаспектна, можно говорить о политической составляющей, и эта политическая составляющая известна - мы в этом плане не видели и не слышали ничего нового. Есть определенная позиция по урегулированию в рамках молдавской государственности. Мы принимаем к сведению эту позицию, но руководствуемся выбором нашего народа".
Никакого прорыва, которого многие ожидали, на московской встрече не получилось, продолжает Первый республиканский телеканал. К 21 числу позиции сторон оказались достаточно жесткими для того, чтобы ожидать официального возобновления переговоров. Вряд ли проблемы в отношениях сторон исчезнут и после возобновления работы в официальном режиме. Более того, вряд ли они от этого решатся. И все же все участники формата, кроме Приднестровья, заявляют о необходимости возвращения к официальной работе. Тирасполь призывает создать для этого условия, решив существующие проблемы экономического характера и разработав гарантии переговорного процесса. Кстати, именно эти проблемы Приднестровье намерено решать на площадке формата "5+2" после его возобновления. Другие участники предлагают перейти к обсуждению статусных вопросов. Складывается ощущение, что партнеров интересует сам процесс. Сергей Широков, директор бюро политических исследований "Медиатор": "Для нас самое главное - ориентированность на результат. Пока что многие участники процесса декларируют различные цели, мотивы и модели. На практике мы с вами наблюдаем иную картину - мы видим, как мало мы продвинулись в восстановлении климата доверия, как мало было сделано в практической плоскости взаимодействия РМ и ПМР. Мы все с вами много раз были свидетелями, когда процесс делается ради процесса, а результат остается в каком-то недостижимом будущем".
Некоторые эксперты полагали, что определенные договоренности по Приднестровскому урегулированию будут достигнуты на саммите Россия-ЕС - он прошел в Нижнем Новгороде, отмечает Первый республиканский телеканал. Но кишечная инфекция, вспыхнувшая в Европе и запрет Роспотребнадзора РФ на экспорт овощей из некоторых стран ЕС, отодвинули обсуждение приднестровского вопроса на задний план. Правда, после саммита европейские овощи в России разрешили. А вот момент для обсуждения отношений между Тирасполем и Кишиневом был упущен. И все же европейские коллеги не упускают из вида ситуацию на Днестре. Не секрет, что с некоторых пор ЕС и США перестал устраивать статус наблюдателей. Им бы очень хотелось расширить свои полномочия. Но, к сожалению, для этого нужно согласие всех сторон переговорного формата.
По результатам встречи готовился ряд документов, которые могли бы стать итоговыми и оформить определенные договоренности, продолжает Первый республиканский телеканал. Но позиции, доводы сторон оказались слишком уж далеко друг от друга. Собственная Конституция, государственная символика и денежная система, дееспособные органы власти, возможность безбоязненно говорить на родном языке - от всего этого нам предлагают отказаться. После московской встречи некоторые назвали позицию нашей делегации "негибкой". На самом деле, именно стойкость и нежелание вести двойную игру позволяло 21 год сохранять нашу государственность. И об этом нельзя забывать ни на секунду. Иначе ситуация может измениться в один миг. И вы даже не заметите, как в ловких руках политических фокусников вместо одной исторической личности на национальной валюте появится другая. К примеру, Штефан чел Маре (молдавский господарь, изображенный на молдавских банкнотах - прим. ИА REGNUM), подводит итог издание.
21 июня в Москве прошел очередной раунд неформальных консультаций по молдавско-приднестровскому урегулированию в формате "5+2", пишет "Правда Приднестровья". Участникам встречи так и не удалось договориться о возобновлении официальных переговоров. Тема безрезультатных консультаций уже на следующий день получила живой отклик в средствах массовой информации России, Молдавии и ПМР. Особый интерес в этой связи вызывает публикация в известной российской газете "Коммерсантъ", где ситуация с молдавско-приднестровским урегулированием спроецирована на предстоящие в декабре этого года президентские выборы в ПМР. В материале красной нитью проходит мысль, что для возобновления переговорного процесса нашей республике нужно поменять президента. Более того, по данным автора публикации, ссылающегося на источники в высоких московских кабинетах, Россия уже начала реализацию этого плана.
Отметим, что, несмотря на всю кажущуюся фантастичность данной версии, она вполне согласуется с официальными заявлениями высших должностных лиц России в последние годы, продолжает "Правда Приднестровья". Со множеством оговорок Приднестровью неоднократно давали понять, что в Кремле продолжают придерживаться мнения о необходимости решения конфликта на Днестре в рамках "территориальной целостности Молдавии". Особенно явственно эти стремления начали проявляться после начавшейся при Медведеве "перезагрузки" в отношениях России и США. Официальная Москва в настоящее время прилагает поистине титанические усилия, чтобы освободиться от образа "тоталитарной империи", какой ее представляют на Западе. И, по-видимому, окончательное молдавско-приднестровское урегулирование представляется российским властям едва ли не ключевым шагом в разрушении этих стереотипов.
Но "ломать Смирнова через колено" Кремль тоже не решается, т.к. это может спровоцировать протест со стороны патриотично настроенных граждан в самой России, пишет "Правда Приднестровья". Эти обстоятельства, должно быть, и наталкивают Москву на мысль о возможности замены Игоря Николаевича на более податливого политика. В том, что фаворитом Кремля на предстоящих выборах станет председатель Верховного Совета ПМР Анатолий Каминский, сомневаться не приходится. События последнего времени наглядно это демонстрируют. Показательное выделение гуманитарной помощи под гарантии Верховного Совета, ежемесячные поездки спикера в Москву, встречные визиты депутатов Государственной думы и околовластных политологов в Тирасполь: все это призвано создать Каминскому образ "кандидата Кремля". При этом, как видим, у независимых наблюдателей появляются версии о том, что перед "кандидатом Кремля" поставлена задача - занять "более конструктивную позицию" на переговорах с Молдавией.
Таким образом, уже скоро нам предстоит сделать непростой выбор, продолжает "Правда Приднестровья". Это будет выбор между продолжением деградации республики и фактическим упразднением приднестровской государственности в угоду хороших отношений с Западом... Дилемма поистине неразрешимая... Но, будем надеяться, до декабря мы увидим других кандидатов с более позитивными программами, подводит итог издание.
В Москве 21 июня прошла встреча сторон 21-летнего конфликта - ПМР и РМ, пишут "Профсоюзные вести". Также туда приехали представители России, Украины, США, Евросоюза и ОБСЕ. Результаты нулевые. Кишинёв возложил ответственность за это, разумеется, на приднестровцев. Аргумент: Тирасполь не согласился официально возобновить переговоры в формате "5+2", попытавшись одновременно предложить к рассмотрению экономические вопросы. Несколькими днями ранее, в свою очередь, МИД ПМР призвал не возлагать повышенные ожидания на саммит. Украина мудро призвала набраться терпения. ОБСЕ надеется, что возобновление переговоров всё же произойдёт.
Между тем надо чётко уяснить: чего ожидает от дипломатических контактов каждая из сторон? - продолжают "Профсоюзные вести". Проще всего видится тактика Молдавии. Она планирует надавить на ПМР по двум направлениям. Первое. В ходе прямого диалога с ЕС Кишинёв стремится напугать приднестровских промышленников и предпринимателей угрозой блокирования товаров, которые из ПМР поступают на европейский рынок. Об этом говорил глава МИДа РМ Юрий Лянкэ, когда намекал, что у Кишинёва есть возможности заставить Тирасполь скорректировать свою позицию. Второе. Используя всё тот же европейский рычаг, руководство Молдавии работает над тем, чтобы вынудить ПМР отказаться от курса на независимость руками россиян. Во втором подходе есть уязвимые места, и Кишинёв об этом знает. Прежде всего, неясно, что может от давления на Тирасполь выиграть сама Россия. Ведь у молдавского руководства твёрдая нацеленность на унитарный способ конечного урегулирования конфликта. Это значит, что статус Приднестровья, "дарованный" сверху, так же сверху может быть отобран или урезан. Кроме того, незыблемой остаётся позиция Молдавии и по российскому военному присутствию: ОГРВ (бывшая 14-я армия) должна быть выведена, а вместо миротворческих сил РФ должна появиться миссия гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ. Это сводит на нет все козыри Кремля в ПМР. А если отношения между Россией и Молдавией ухудшатся капитально, то стоит предположить, что установившее контроль над Приднестровьем молдавское правительство может попытаться пересмотреть итоги приватизации приднестровских экономических объектов российскими собственниками, совершённой по законам ПМР.
Тем не менее, Москва, возможно, задёргана напором Кишинёва и нервничает, пишут "Профсоюзные вести". Юрия Лянкэ, по сути, как глава МИДа РМ публично отказал Сергею Лаврову в постановке на обсуждение вопроса о федерализации бывшей МССР. Учитывая, что за этим открытым отказом вполне могут стоять партнёры по формату "5+2" в лице США и ЕС, российская дипломатия, видимо, ищет, как убедительнее отреагировать на это. Но время между тем идёт, и потому МИД РФ импровизирует. На днях Сергей Лавров заговорил о "полуавтономии" для Приднестровья в составе Молдавии. Что означает эта экзотическая формула - абсолютно непонятно. Почти федерация, почти унитаризм или почти автономия? После того, как за 20 лет ПМР и РМ не смогли разгромить друг друга в войне, пересилить в экономике и переговорить в различных форматах, остаётся, по логике, одно: или разойтись в разные стороны, или горизонтальным договором разделить полномочия. Меморандум Козака был ближе всего к этой формуле, хотя и не до конца. Но "полуавтономия" - это вообще формула, имеющая к конституционному праву весьма отдалённое отношение.
Играл ли Тирасполь самостоятельную игру, когда фактически воспрепятствовал официализации переговоров 21 июня? - продолжают "Профсоюзные вести". Возможно, хотя сделанное им объективно отвечало интересам Москвы и Киева. Если только в Москве не берёт верх группировка, которая просто пытается "сбросить с плеч" ПМР как обузу, мешающую получить какие-то бонусы на Западе (ЕС и США), то остаётся предположить, что торпедированием официального возобновления диалога Россия стремится как-то надавить на правое руководство Молдавии. До последнего времени Кремль рассчитывал на то, что молдавским коммунистам удастся путём новых досрочных выборов сделать парламент РМ менее правым. Эта формула получила тяжёлый удар в конце 2010 года, когда сорвалась возможность левоцентристской коалиции между Партией коммунистов и Демократической партией Молдавии. Местные выборы 5 и 19 июня также не принесли перелома: мэром Кишинёва вновь стал унионист Дорин Киртоакэ, а большинство мэров населённых пунктов Молдавии в сумме - у правящего Альянса.
Идти на уступки сближающимся с Бухарестом властям Молдавии в приднестровском вопросе означает риск потерять в перспективе не только РМ, но и ПМР, пишут "Профсоюзные вести". Очевидно, что в Румынии делают ставку на присоединение в будущем всей бывшей МССР. К тому же ЕС, с которым так старается сблизиться все последние годы Кремль, не спешит в ответ бросаться в объятия. Известно, что 9-10 июня на саммите ЕС-РФ в Нижнем Новгороде россияне прозондировали почву на предмет европейской помощи россиянам по вступлению во Всемирную торговую организацию. Также Москва желает получить безвизовый режим с ЕС. Но европейские партнёры выдвинули встречные пожелания, а, скорее, требования: от допуска своих огурцов на российский рынок и проведения выборов-2011 в Думу по стандартам Совета Европы до свободы Михаилу Ходорковскому и демонтажа Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. На этом фоне и готовилась встреча 21 июня. Фон, признаемся, не самый благоприятный.
Теперь вопрос: коль скоро этот саммит не дал ничего, то когда будет следующий? - продолжают "Профсоюзные вести". Тут несколько факторов. Первый. В Молдавии продолжится борьба за власть, причём Партия коммунистов будет стараться добиться новых парламентских выборов, а АЕИ - сопротивляться этому. В таких условиях официальный Кишинёв выглядит не вполне договороспособным. Второй. В ПМР начнётся кампания по всенародным выборам президента и продолжится схватка вокруг конституционной реформы. Тут уж никто не станет ставить на первое место переговорный процесс. Третий. В России, которая выступала хозяйкой саммита, в конце этого года будут выбирать депутатов, а в следующем году, весной - президента. Если в Москве не возобладает мысль о "прорыве на переговорах любой ценой" (в горбачёвском духе), то можно предположить, что статус-кво на Днестре получает фору ещё, как минимум, на несколько месяцев, подводит итог издание.
Истекшие две недели прошли под знаком победного возвращения министра иностранных дел ПМР Владимира Ястребчака из Москвы с очередного безрезультатного саммита участников, гарантов, посредников и наблюдателей переговорного процесса по урегулированию приднестровского конфликта, пишет "Человек и его права". Безрезультатным он оказался для всех сторон, кроме приднестровской. Если под понятием "приднестровская сторона" иметь в виду окружение президента ПМР И. Н. Смирнова, а не народ республики. Наш министр вернулся из Москвы на белом коне. И с чувством глубокого удовлетворения доложил президенту нашей республики Игорю Николаевичу Смирнову: переговоры в очередной раз успешно сорваны. Следующий раунд состоится не раньше сентября. Смирнов, выслушав доклад, вздохнул с облегчением и поблагодарил министра за подаренную возможность безмятежно поцарствовать ещё три месяца. Сосредоточиться на борьбе за пятое пришествие в президенты.
Собственно, задача перед Владимиром Ястребчаком стояла вовсе не сложная, продолжает "Человек и его права". Нужно было, в соответствии с установкой самого Игоря Смирнова и Владимира Антюфеева, который с момента проведения исторического совещания министерства взял плотное шефство над молодым коллегой, на все вопросы отвечать: "Нет. У нас есть итоги исторического Великого референдума 17 сентября 2006 года". При этом многозначительно поглядывая на того члена приднестровской делегации, которому поручено первым подробно информировать кого следует о поведении самого министра. На сей раз Ястребчак оправдал оказанное ему высокое доверие.
Да, на него оказывалось давление, пишет "Человек и его права". Остальные участники саммита рассчитывали выйти хоть на какой-то результат. Но все доводы их разбивались о непреклонность Ястребчака. И не беда, что за его спиной партнёры по переговорам пожимали плечами и недоуменно переглядывались, вскидывая вверх брови различного фасона. Не им определять его дальнейшую судьбу.
Больше всех проиграла Россия, которая, пригласив саммит в свою столицу, заверила мировое сообщество, что на этот раз результат будет достигнут, продолжает "Человек и его права". Взяла на себя ответственность, рискнула своим авторитетом. А в результате - очередной пшик. Потеряно время, потрачены немалые средства.
Похоже за последние месяцы на политическом Олимпе России произошла смена ветров, пишет "Человек и его права". В начале года президент РФ Дмитрий Медведев ещё намеревался убедить Путина и общественность страны в том, что он в гораздо большей степени соответствует современным требованиям, предъявляемым лицу, занимающему высший государственный пост Великой страны. В возможной схватке со своим единственным оппонентом Владимиром Путиным намеревался выложить решение застарелой, надоевшей всем (кроме Смирнова) приднестровской проблемы. Завоевать одобрение западных партнёров, которое также окажется немаловажным фактором 10 марта 2012 года. В какой-то степени замолить перед ними "грех" юго-осетинской войны 2008 года. Однако Владимир Путин, встав во главе широкого "Народного фронта", основной составной частью которого является путинская же "Единая Россия", убедительно продемонстрировал, что в 2008 году он дал Медведеву лишь подержать власть в своих руках, но ни в коем случае не подарил её. А Путин, наиболее вероятный будущий президент России на последующие 8 лет, сторонник более жёсткой линии в отношениях с Западом, в том числе и в вопросе приднестровского урегулирования. А точнее сказать, НЕурегулирования. Впрочем, возможно, и он имеет в виду решение приднестровского вопроса, но по его личному сценарию и с занесением в свой актив уже во время третьего или четвёртого президентства.
Наряду с прямыми участниками переговоров, гарантами, посредником и наблюдателями есть ещё и жертвы, продолжает "Человек и его права". Это мы, дорогие приднестровцы. Каждый день неурегулирования конфликта приносит десяткам семей наших несчастных сограждан новые страдания. Удерживает в состоянии нищеты, бесправия и беспросветности 400 тысяч простых жителей нашего многострадального края. Оставляет детей без отцов и матерей, престарелых родителей - без опоры, разбивает семьи. Лишает наших детей и внуков достойного будущего на родной земле. С каждым годом экономика Приднестровья всё больше и больше отстаёт от экономик соседних государств. И ей ещё многие десятилетия не подняться на уровень соседей-конкурентов.
Глубоко безразлична высоким договаривающимся сторонам наша горемычная судьба, пишет "Человек и его права". Конечно, есть очень небольшая часть приднестровцев, которых кормит, поит и согревает то радостное для них обстоятельство, что некоторые круги России считают нас последним форпостом, крепостью, окопом, редутом, бруствером, траншеей, блиндажом Великой России. Но ведь большинство-то - нормальные. А может, шутят так те, которые в глубоком тылу за нашими спинами?.. А если не шутят, то мы - забытый, брошенный, списанный гарнизон крепости. В отличие от бессмертного гарнизона Брестской крепости, о нас не вспомнят и нас героями не назовут. Дураками - скорее.
Что же остаётся тем, кто остаётся? - продолжает "Человек и его права". В декабре выбрать того президента ПМР, который не будет прятаться от тяжёлой, ответственной каждодневной работы по определению статуса ПМР в соответствии с нормами международного права и в интересах большинства населения Приднестровья. Возьмет и труд, и ответственность на себя. И добьётся международного признания государственности ПМР, подводит итог издание.

Экономика: "Капитал "незалэжной" готов поучаствовать и в президентской гонке в Приднестровье"

Несколько социально-экономических новостей последнего времени послужили поводом для размышлений о политическом будущем Приднестровья, пишут "Профсоюзные вести". Во-первых, 30% акций недавно заработавшего после почти годового простоя Молдавского металлургического завода их владелец, президент "Смарт-холдинга" Вадим Новинский, перепродает своему давнему партнеру Ринату Ахметову, с которым они вместе основали группу "Метинвест" (Украина, Донецк). Сегодня управляющей компанией ММЗ по неофициальным данным является российский холдинг "Металлоинвест" Алишера Усманова. Эксперты утверждают, что сделка по продаже акций будет выгодна для группы Ахметова в том случае, если ему удастся приобрести и долю акций ММЗ, принадлежащую Усманову. Начиная с мая 2011 г., нашлась формула, позволяющая вести отгрузку товара и поставку сырья на ММЗ. За июнь украинский "Метинвест" планировал отгрузить на рынки Украины, России и дальнего зарубежья около 33 тыс. тонн продукции металлургов. Такой поворот событий свидетельствует о том, что украинскому капиталу весьма небезразлично, что происходит в Приднестровье. Не исключено, что он (капитал "незалэжной") будет готов поучаствовать и в президентской гонке. На кого будут сделаны ставки - покажет время.
Во-вторых, приднестровское гражданство получил экс-руководитель АО "Молдовагаз", ныне являющийся директором молдавского представительства АО "Газпром" Геннадий Абашкин, продолжают "Профсоюзные вести". Зачем это нужно Абашкину, можно лишь предполагать, а вот Приднестровью топ-менеджер такого уровня, представляющий интересы российского газового концерна, не помешал бы. Поправки в Конституцию ПМР уже приняты в окончательном, третьем чтении. Вовсю идет разработка проекта закона о правительстве, которое будет возглавлять премьер-министр. Опытный Абашкин как нельзя лучше соответствует имиджу будущего премьера. Напомним, о таком развитии событий в своих комментариях упоминали и эксперты. В частности, парламентарий Дмитрий Cоин предполагал, что на пост премьер-министра вероятнее всего будет приглашен внешний человек, обладающий успешным опытом управления серьезной компанией и имеющий устойчивые связи с Россией. А поскольку, по Конституции, занимать государственный пост в нашей республике может человек, обладающий гражданством ПМР, то вполне объяснимым становится получение Абашкиным приднестровского подданства.

Не исключено, что Абашкина пригласят в Приднестровье и для другой роли, пишут "Профсоюзные вести". Пару месяцев назад на официальном уровне было заявлено, что с будущего года контракты на поставку российского голубого топлива Молдавия и Приднестровье будут заключать по - отдельности, и долги за газ будут, соответственно, разделены на левобережный и правобережный. Имея непосредственное отношение к "Газпрому", Геннадий Абашкин, возможно, и будет тем человеком, которому поручат контролировать российские финансовые потоки в Приднестровье. Эти любопытные новости позволяют выдвинуть предположение о том, что к декабрю, к часу "Х", у нас готовится почва для начала кардинальных (хорошо бы и качественных) изменений на политической арене и в экономическом пространстве Приднестровья, подводит итог издание.

Подробности: http://www.regnum.ru/news/1422542.html#ixzz2Gpi7WOAP
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM

Комментариев нет:

Отправить комментарий